Назад к списку

Комитет народного контроля

В пятницу 7 декабря ко мне в магазин пришли очень "интересные" люди. Двое пожелых мужчин, назвавшихся "Комитетом народного контроля за соблюдением прав и свобод граждан города федерального значения Севастополь и Республики Крым". 


Одеты представители комитета были в одежду очень похожую на униформу сотрудников полиции, патрулирующих улицы. Только с той разницей, что у них были собственные нашивки, флаги и прочая атрибутика. Единственное чего не хватало для полного антуража - медалей за заслуги. 

Мужчины представились, как организация, которая помогает предпринимателям (!) и жителям Крыма. (Оба эти пункта необходимо запомнить в конце мы к ним вернёмся.) Цель их визита, это борьба с контрафактом, продажей просроченной и безакцизной продукции. 

С собой мужчины имели 2 больших сумки, полных разных папок с листовками, распечатками и всевозможными "шпаргалками" и "гаджетами". Они вежливо попросили предоставить возможность проверить сроки годности продуктов питания. Так как у нас магазин "самообслуживания", то запретить такого рода действия я не могу. Так же не было в моих интересах скрывать сроки, потому что мы стараемся контролировать сроки продуктов самостоятельно. 

Визит такой странной волонтёрской (с их слов) организации был неожиданным, потому что лично я ничего подобного не слышал. Но их желания были обычными, я воспринял, как интересную "игру" или своего рода проверку готовности нашей модели к такого рода "проверкам".

Втечение часа мужчины проверяли все позиции, смотрели буквально 2-3 первых ряда продуктов. Видно было, что настроенны они "воинствующе", т.е. в начале они излучали уверенность в своих поисках). Паралельно они рассказывали интересные вещи, которые я, как предприниматель должен иметь в магазине, для всех желающих, что было очень информативно. Осведомлённость в своих правах у них была практически полная, и подготовка на уровне. Даже у меня, готового к таким проверкам, некоторые вопросы и желания вызывали удивление. Например, они проверяли сроки заморозки в морозильных ларях. И говорили, что нужно хранить термометр, чтобы каждый мог убедиться в правильном температурном режими ларя, иначе сроки продукции можно считать недействительными. Это было удивительно для меня, потому что доказать, что в ларе отрицательная температура, когда он весь в снегу - это из разряда маразма, но я понимал, что это уровень законодательства РФ. В общем, я мотал себе на ус, всё что слышал от них. 

С каждым новым вопросом я понимал, что данное действие уже выходит за рамки "помощи", и пахнет совсем другим, но и останавливать их мне даже не хотелось. Полезной информации они выдавали в разы больше, чем я мог получить от органов власти.

____

Тут небольшое отступление. Когда я был в СЭСе, я спросил, где я могу получить полную консультанцию по нормам и правилам. На что я получил ответ: "оно тебе надо? иди отсюда. Через три года только до тебя дойдём". Такого же рода ответы я получал и в налоговой, поэтому я понял, что просить что-то у органов власти стоит дорого. И больше не предпринимал попыток.

____

Параллельно мне рассказали, что они проверяли все города Крыма - все магазины. И вот только сейчас они дошли до Севастополя. Сказали, что тут очень важно проделать работу, потому что Севастополь очень корумпированный город, поэтому предприниматели тут совсем не соблюдают правила. Я поинтересовался о том, сколько магазинов они осмотрели без нарушений. Они ответили, что только 2 за 3 года работы. И рассказали о магазине, владелец которого из МСК, поэтому соблюдала все правила.

После просмотра всех позиций они начали спрашивать за уголок потребителя. Их интересовало свидетельство о гос. регистрации и другие документы, ксерокопии которых необходимо держать на видном месте для покупателей. 


Сам "уголок" я до сих пор не оборудовал, потому что вешать его как у всех, я не хотел. А задумка, которую я хочу реализовать стоит дорого на сегодняшний момент. Но документы я им предоставил. Ну а потом я понял, что по их "плану" у меня и половины бы не было - список необходимой информации был очень большой. Я даже представить себе не мог. Но теперь знаю. :)

В ходе их "расследования" они нашли у меня всего 3 позиции просроченных товаров по 2 штуки каждого. Это было две 1,5-ки пива "Черниговское", пастила и взбитые сливки. Я результатом был очень доволен, хоть и понимал, что будь это реальная проверка, 1 просроченный товар или 100 - разницы наверно бы не было для органов. А вот лично для себя и для коллектива - я считаю результат отличный. Всего у нас около 2500 позиций. И 3 из 2500 - это отлично. Но нам есть, что улучшать уже сейчас.

После "народные дружиники" начали заполнять свои бумажки. Показывали документы, где их деятельность согласована с органами власти и всеми возможными службами. Видимо намёк, что вызывать полицию безсмысленно. Они заполнили свой обходной лист - отметили все недочёты. И тут началось самое интересное :)

Я поинтересовался, где я могу посмотреть результаты их "проверок" по прошлым магазинам. На что получил отрицательный ответ. Мол не хватает ресурсов, нет сил и людей. Как же они собираются привлекать новых волонтёров?) На что у них не было ответа. Ну и после заполнения бумажек они начали рассказывать, что теперь они вынуждены передать результат то ли в  Роспотребнадзор, толи СЭС. Каждый раз они говорили разное. "А штрафы такие большие, такие большие. Вы же знаете!", "А нарушения у вас крупные! Ой крупные" Ну а в самом конце... :)

Один из них берёт меня под локоть и заводит на склад. И у нас случается такой разговор.

- Оргазниция у нас волонтёрская. Денег не хватает. Расходы. Ручки, бензин (т.д. и тп.). Вот если бы вы пожертвовали нам сумму денег на развитие, то наша проверка дальше магазина никуда не отправилась бы.

На вопросы сколько им нужно, я получил ответ, что пожертвования добровольные. 

Я понимал, что весь этот цирк с элементами полной подготовки вел к этому с самого начала. Я для себя сразу же отсчитал сумму, которую я могу дать дедушкам, чтобы лишний раз увести разного рода проверки до положенных 3 лет. Я смог сторговаться на 2000 рублей. Для меня это была сумма не критическая, ну а больше мне не позволяла ни совесть, ни финансовая ситуация. 

- Ну вы понимаете же, если проверка придёт, то штрафы могут быть такие большие!

- Пускай приходят. Я тут уже ничего поделать не могу. Всё равно придут рано или поздно.

Я понимал, что если они даже повязаны с органами, то внеплановая проверка будет не раньше, чем через 3-6 месяцев. Если они придут с нарушениями, то можно будет отсрочить ещё на какой-то срок. Т.е. Времени будет достаточно, чтобы заработать и подготовиться. Этот вопрос не является пугающим. Косяки, которые я лично знаю - несущественные. Самые тяжкие проблемы уже давно решены. Поэтому не было страшно. А отдать 2000р, как за проверку моей работы с максимальным эффектом, не было зазорно.

Когда я выходил, Нина сразу меня предупредила, что она слышала о них и что им нужны деньги. Так же я заметил, что их "шпаргалки" напечатаны на документах местного "севастопольского" казачества, которые уже засветились, как "ряженное" частное охранное агенство добровольно-принудительного характера. Поэтому факт вымогательства не был удивителен совсем. 

Мужчина достал "бланк", куда уже нужно было вписать, что такая-то организация, подпись и сумму жертвует "движению". На следующий день мы с женой видели их уже возле другого магазина у нас на районе. :)

Что можно было бы сделать в этой ситуации:

1. Иметь все необходимые элеменнты согласно законам. Потерпеть их немного и подождать, когда они уйдут без результата.

2. Если бы нашли просроченный товар - его можно сразу же выкинуть. Это не запрещается. В этом случае они максимум, что могут сделать - написать в книгу "Жалоб и предложений". Она должна быть правильно оформленна. По идее, запись не возможно убрать.

3. Если же этого всего не позволить им выполнить. Или просто их выгнать, они в любом случае просто могут лишь накатать жалобу в ограны, чтобы организовать проверку. Да и вообще, в любом случае они могут её организовать. Даже если они получат деньги...

Поэтому только быть готовым полностью ко всем подводным камням спасает в этой ситуации предпринимателя. Т.е. честный и ответственный подход.

Какой я получил урок

1. Я узнал более точные требования ВНЕШНЕГО вида магазина. То, что может потребовать и должен требовать каждый покупатель от предпринимателя. Минимум.

На самом деле, в этих мужиках я увидел образ осознаных граждан, которые бы обращали внимание на все детали. А не только на цену продукции. 

2. Я долго гадал, как организовать систему проверок магазинов в будущем. Система тайных покупателей. Я знаю пример пиццерий. Но эта система не осуществима в магазинах. А теперь я понял. Что продуктовый магазин - это слишком открытое и общественное место. Там слишком много деталей, чтобы пытаться "тайно" их выявлять. Поэтому тут и открытая модель "открытых "тайных покупателей" будет работать. Можно сначала делать тестовую покупку для проверки сервиса обсуживания, а потом уже такую же проверку, как сделал "комитет", чтобы узнать всё остальное.

Эти "ребята" помогли мне решить очень важную задачу. Я им признателен. Всегда можно даже самое гнусное дело обернуть во что-то хорошее. Как говорит Коносуке Мацусита:

"Если ваше сознание открыто, вы можете учиться даже у шума ветра"

Я уж точно сделаю выводы из этого урока.

Ну и вам советую: делайте все сразу, чтобы ни государство, ни "ряженные" не смогли никак подкопаться. Собирайте всю сумму, и только тогда открывайте дело со всеми нормами. Иначе это всё будет походить на русскую рулетку. "А штрафы очень большие!"