построенная на вычислениях, а не словах
- ссылка на расчёты экономики бизнес-плана
Таблица прибыли и убытков - это курс\направление, на который нужно равняться, чтобы не идти в слепую. Ведь точных расходов мы знаем, как и не знаем показателей выручки, но мы должны делать оптимистические и пессимистические прогнозы. Таким образом, мы знаем, чего мы не хотим и чего, наоборот, хотим достичь.
Давайте пройдёмся по основным моментам
Свои вычисления я строю на принципе: пессимист в расчётах, оптимист в работе. Объясняю: я создаю расчёты из худших предположений, с максимальным кол-вом расходов и минимумом дохода, но не выходя за рамки логичного и реализма. В реальности показатели могут улучшиться, влияя на финальную прибыль.
Главное - это определить точку безубыточности (точка б\б) - сколько выручки в день нужно делать, чтобы расходы и доходы складывались в ноль. Ожидаемое время выхода на данные показатели: от 2 до 6 месяцев.
За основу мы берём средний чек - 160р. 160р - цена классической шаурмы. То есть нужно делать 66 чеков (или 66 шаурмы), чтобы выходить в ноль при данных расходах:
Какие это расходы вы можете посмотреть самостоятельно в таблице, я же остановлюсь на основных из них.
Я взял за основу помещение 30 кв.м., что довольно много для первой точки, но это максимум. Подойдёт помещение от 15кв.м., но не более 30.
Цена за 1 кв.м. - 1500руб, что выше средней цены по Севастополю, поэтому мы имеем достаточный бюджет на помещение - 45 000 руб в мес.
50 000 руб. расходы на рекламу: таргет в ВК, контекстная реклама, бумажная. Достаточный бюджет, чтобы проводить исследования лучших креативов и ходов. Дальнейшая корретировка будет произведена после выхода на точку б\б.
Самая большая статья расходов - фонд оплаты труда.
Я лишь хочу подчеркнуть, что расчёты полностью белой оплаты труда со взносами. Расчёты сделаны так, что при увеличение прибыли растёт кол-во сотрудников (до 9 сотрудников), появляется управляющий точкой(ами). Причём уровень оплаты труда средний по Севастополю, с запасом по кол-ву рабочих часов.
З\п курьеров не включена в расчёты по 2-м причинам:
1) Нельзя с точностью рассчитать кол-во курьеров и часы их работы. Это будет видно исходя из спроса на доставку.
2) ЗП курьеров оплачивает сам покупатель.
Давайте остановимся на экономике доставки поподробнее
Почему нет доставок шаурмы?
Низкая цена продукта, а значит, среднего чека.
Заказывая пиццу на доставку, ты сразу делаешь покупку минимум на 350р. А какой максимум? 1000, 1500, 2500? Так как экономика считается со среднего чека, то доставка пиццы\суши в среднем это 700-1000р средний чек.
Какой средний чек доставки шаурмы может быть? 2-3 шаурмы, т.е. 320-500р - это уже меньше минимального среднего порога пиццы\суши. Учитывая расходы на ГСМ и з\п - экономика такое не тянет.
Поэтому и была придумана концепция доставки шаурмы у дома, где расходы - только "чай" за доставку, которую платит сам покупатель.
100р за любую доставку до дома, это приемлемая цена, если ты не хочешь выходить из дому.
Теперь нужно найти работоспособную аудиторию, которая будет готова работать за 100р\заказ. Это молодёжь от 16 лет, а также подработка с гибким графиком (для студентов\или совмещение работы). Кстати, оформлены будут официально.
Экономика шаурмы позволяет делать скидку на бесплатную доставку при заказе от 600р = 2-3 шаурмы + напитки, а в будущем - доп. продукты из меню (картошка фри, маффины, кукисы, торты и др.).
ИТОГО
В бизнес-план заложены расходы на курьера первые 3-5 месяцев, когда заказов с доставки будет недостаточно для оплаты конкурентной з\п. В дальнейшем же будет создан гибкий график работы курьеров под спрос с доставки.
Прибыльность бизнес модели
По какому принципу брались точки минимум, норма и максимум?
Из простого правила: кол-вол выручки (в рублях) на 1 кв.м. метр помещения.
В торговле есть норма выручки с кв.м. = 1000р, т.е. всё, что меньше - это "недополученная прибыль", а всё, что выше - "сверхприбыль". Взяли +- 30% от нормы и посмотрели результат прибыльности бизнес модели.
Дальше уже подбирается соотношение кол-ва чеков и среднего чека в день, чтобы достичь таких показателей выручки.
За основу был взять средний чек - 200р, как самый пессимистический вариант (шаурма+кофе на 1 человека). Таким образом мы получили показатель, который интересует нас больше всего - кол-во чеков
Кол-во чеков - это основной показатель, от которого строится вся стратегия развития точки (от выбора локации до маркетинга). Кол-во чеков - это объём работы, который нужно проделать по всем направлениям. От реалистичности прогноза этого показателя зависит шанс на достижение этого результата.
100 чеков в день - реальность?
Приготовление 1ой шаурмы занимает в среднем - 7 минут. При условии, что от А до Я занимается только один человек, причём он делаёт вторую только после того, как приготовил первую, без двойных заготовок (например, нарезка мяса).
11 часов продажи = 660 минут = 94 шаурмы. Т.е. в худшем сценарии - приготовление 100 чеков - реальная ситуация.
Но выйдя на прибыль, на смене будет работать от 3х человек. Т.е. сокращение времени приготовления практически в 2 раза, т.е. 188 шаурмы. А при наличии 2х двойных контактных грилей, одновременно может подогреваться до 8 шаурмы. Если поставить на нарезку мяса, сборку и упаковку заказа по человеку, то в пик заказов скорость приготовления будет равна скорости нагрева контактного гриля + 1 минута на сборку и упаковку.
Таким образом, даже кол-во в 200 шаурмы - вполне реальная ситуация.
Как добиться такого спроса мы уже объяснили в главе "МАРКЕТИНГ"
Хочу обратить внимание, что вычисления строятся из среднего чека в 200р, что мне кажется сильно заниженным показателем. Минимум 250р - средний чек при таком кол-ве ассортимента, а при росте позиций в меню, конечно же будет расти средний чек.
Но даже таких показателей достаточно, чтобы получать прибыль, которая будет окупать вложение инвестиции в год, полтора. Все же расходы уже скорелированы относительно возрастания выручки.
Там же в таблице можно изучить на что будут расходоваться инвестиции.
Сумма инвестиций, необходимых для открытия такого бизнеса делится на 2 больших статьи:
Первая статья - это сумма, которая необходимая для открытия заведения: оборудование, ремонт, продуктовые расходы, расходники, рабочая одежда, вывеска\наружная реклама.
Но этого всегда недостаточно, чтобы бизнес заработал.
Нужно сразу заплатить 1-й и 12-й месяц аренды, зарплата сотрудников, провести маркетинговые акции на открытие, чтобы навести первичную шумиху. Это фундаментальные расходы, которые нужно учитывать при открытие - вторая статья.
Маркетинговые расходы - это величина неизмеримая. Можно сказать так: "ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ". Трудно сразу установить сумму инвестиций, которая может запустить бизнес с нуля до первой прибыли, слишком много неизвестных величин.
Я просчитал маркетинговый план для бюджета в 50.000 рублей в месяц, чего минимум достаточно для раскрутки.
Другой вопрос, сколько времени нужно, чтобы выработать у людей привычку и доверие, что наше заведение 1) существует 2) готовит вкусно 3) адекватная цена 4) доставка.
Знаю точно, что первые 2 месяца покупатели всегда присматриваются, изучают и пробуют. И лишь с 4-5 месяца привыкают и запоминают "тропинку". Также нужно учитывать "фактор короновируса", когда власть может снова ввести самоизоляцию. В такие моменты спрос падает в 2 раза, а по времени это может быть от 1 до 3-х месяцев. Значит нужно иметь возможность пережить такой исход событий.
ИТОГО
Нужно планировать бюджет на первые 5 месяцев полных операционных расходов, пока покупатели привыкают, а также учитывать непредвиденные обстоятельства. Именно по такому правилу я считал бизнес-план. Таким образом сумма инвестиций плавает от 2-х до 2,5 млн. рублей.