#делайхорошо
  • г. Севастополь, Проспект октябрьской революции, 42
  • artemproject1@gmail.com

Назад к списку

Оперативный отчёт - август 

Выпускаю месячный отчёт за август. Немного запоздалый, но всё же. 

Почему так редко появляются записи?

Последние две недели выдались очень тяжёлыми. В основе своей этих проблем лежит мой маленький опыт управления. Сейчас объясню.

 1. Для себя, эмпирическим путём, я осознал, что нужно максимально высвобождать себя из под тех действий, которые ты делаешь на отлично. В моём случае это - работа в магазине. 

За свои 1,5 года я научился быть "стремящимся к идеалу" работником продуктового магазина. Это обычная ситуация, когда основатель любого дела, стремящийся к развитию, достигает уровня "мастер" в этом деле. И если основатель хочет развития, то нужно уметь передать свои навыки другим, а самому заняться развитием. Вот тут то я и попал в копкан оперативной-линейной работы.

2. Дополнение к 1-ому пункту - плохо продуманная стратегия на первые 3 месяца. Тут критика "идеального" предпринимателя к себе (совершенно не идеальному предпринимателю, так ещё и с недостаточным бюджетом).

Наш рывок-переезд основывался не на сухих подсчётах и планирование, а на эмоциях и рисках. Я играл ва-банк, и я надеялся на лучшее, ожидая худшего. Самый страшный вариант был для меня - что выручка не увеличется (или увеличется только с появлением алкаголя), т.е. магазин будет генерировать очень слабую выручку. И изходя из своих страхов я выстроил свою личную стратегию:


работать максимально долго в магазине, как линейный сотрудник, чтобы съэкономить денег для компании. Т.е. я пытался минизировать риски.

И моя работа слишком затянулась.

3. Суммируя первый и второй пункт: Я попал в капкан экономии и бешенного ритма увеличения выручки магазина. 

Граффик работы был 2 через 2 по 14 часов. Причём июль и август - это были бешенные дни. И получалось так, что отработав 2 смены я приходил и первый свой выходной просто "отлёживался", а во-второй уже занимался задачами по развитию магазина и процессов. Да и то наполовину. Потому что морально готовился к ещё одному 24 часовому марафону.

Бюджет вроде бы уже был готов, чтобы заменить меня на сотрудника, но тут появилась другая проблема:

График работы 2 через 2 пришлось пересмотреть. И снова обратиться к переходу на 2 через 4, как это было в "Клевере".

Опять появились риски, что магазин не будет прибыльным.

И мы начали увеличивать штат.

Поиск сотрудников был конечно для меня испытанием, которое я создал себе сам. От того, что я большую часть сил тратил на работу в магазине, я, конечно же, не подготовил программу по обучению идеального сотрудника. И снова оказался в ловушке, что стажировать могу только я. 

Стажировка - это интересная вещь. Ты должен рассказать всё, что ты делаешь, но не просто показать, но и объяснить ПОЧЕМУ именно(!) так, а не по другому. И вот это почему в большинстве случаев обычный сотрудник не может запомнить. Я, как основатель, понимаю и осознаю, ПОЧЕМУ именно так и никак иначе (считай это и есть стандарт), а другие просто привыкают, что нужно так и делают. Делают отлично, иногда лучше, чем ты сам делаешь. Но объяснить причину не могут.

Для это и создаётся программа по обучению стажёров, где описывается не только сам процесс, но и причину. И выучив программу сотрудник может стажировать, а ты, как владелец, можешь не переживать, что стажёра обучат плохо, потому что стажировка становится трансляцией твоих знаний через чужие уста.

Это то я и не сделал до сих пор. И оказался в ловушке. 2 дня бешеного ритма работы, 1 день общение в соц. сетях на предмет трудоустройства, 2ой день это стажировка на пол дня. Вторая половина собеседования. Паралельно выполнение обязаностей как директора, мысли о будущем и отдых и т.д. и т.п. В общем для меня каша была полная.

А тут неожидано (?) подкралось 1-ое сентября, в конце августа ударили холода в Крыма (5-7 дней). Выручка упала (об этом дальше в отчёте). Все заболели. Вообще, все наши сотрудники) Мы не успели подготовить 3ую смену. И начали работать без выходных, чтобы заменять больных. Первым, кстати выпал я)))

Если коротко подытожить выводы для тех, кто будет в моей ситуации:

1. Максимально быстро пишите программу по обучению сотрудника на должность. И сразу же программу по контролю этих знаний. Не затягивайте.

2. Высвобождайте себя из под должностей, которые составляют основу вашего дела. Чтобы иметь максимально большое количество времени для развития.

3. Этот пункт для тех, кто будет обладать достаточным бюджетом) Закладывайте в бюджет затраты на персонал. Даже если вы хотите сами выстроить все процессы. Старайтесь научить других работать, а сами занимайтесь выстраиванием контроля и развития.

Оперативный отчёт - август

Более детально можно посмотреть финансовый отчёт за август здесь.

1. Моя зарплата в будущем - это будет зарплата "управляющего магазином\ами", поэтому я графу "офис" переименовал в "управление". Надеюсь, что "управляющий магазином" сможет справлять в управление до 3х магазинов. Но а пока затраты на такую должность будет соотвествовать расходам одного магазина.

2. Мы оплатили в этом месяце лицензию на алкоголь, и при этом мы всё равно вышли в прибыль! Причём не маленькую.

Наши показатели:

1. Выручка = 55156 р

Того мы выросли по сравнению с прошлым месяцем на 10 000 рублей. Это очень радостная новость. 

И сразу нерадостная. Холода + 1 сентября ознаменовали быстрое окончание "летнего сезона". Для нас в нашей глуши "летний сезон" - это не толпы туристов снующих туда-сюда, а это жара = частые покупки напитков (0%-8% спиртосодержания), мороженого и увеличенные зарплаты населения. Потому что расвет деловой активности наступает у нас летом. 

Офтоп: сезон в Севастополе, вообще, начался в августа и в августе закончился. Об этом я могу судить по покупательской способности.

И вот тут совпали 2 вещи: поход в школу + холода. Первое - покупка школьного инвентаря, второе - покупка тёплых вещей (возможно и согревающих напитков).

Выручка в конце месяца упала до показателя июля. Это было страшно. При таких раскладах мы не можем позволить себе многое запланированное...

Сегодня она снова ползёт вверх. В среднем около 50 000, но уже мечтать об августовских 55 не стоит. Такие у нас дела.

2. Выручка с квадратного метра = 786р/м2

Если бы не конец месяца - то мы бы закончили с показателем около 810р/м2. А так статистика подпортилась. Но около 800 - это очень даже хорошо. Я сравнил показатели "Клевера" за сентябрь - март.

Мы начали падать тогда с сентября. Не так стремительно, конечно, в ноябре упала выручка до 680р/м2. Дно наше было 640р/м2. Так можно назвать покупательскую способность моего районе, если не предпринимать активных действий. Надеюсь сломать эту тенденцию в ближайшем будущем.

3. Кол-во чеков = 354 шт

Вот наша причина роста - выручки. Больше покупок за день. Начало сентября - у нас показатель упал до 300. Скоро будем подключать рекламу и привлекать новых покупателей. Есть уже идеи.

4. Средний чек = 155р

Показатель стабильность, показатель разочерование. Не меняется на протяжение уже 3его месяца. В конце августа конечно он упал вообще до 140, но это было отражение ситуации. Сейчас он снова на уровне стабильности. 

Эта стабильность радует и огорчает одновременно. Благодаря стабильности, можно сделать прогноз относительно того, сколько новых чеков нужно (собственно новых людей), чтобы добраться до цифры в 1000р\м2 (450 чеков в день =) ). Изучением этого феномина обязательно займёмся, но не сейчас, но до открытия новых магазинов точно.

5. Из расходов хотелось бы выделить

Расходы на коммуналку: они выросли. Я планировал 15 000, а получил почти 25 000. Зимой, возможно будут мои 15т. Давольно сильно возрастает трата электроэнергии. Нужно будет размышлять, как можно экономить в будущем на этом на этапе строительства.

Расходы на банковское обслуживание: уже около 9 000р. Ситуация с банками у нас тяжёлая. Их нет. Самый надёжный банк на данный момент - это тот, которым я пользуюсь. Его прямой конкурент находится в непонятной ситуации. Почти все контрагенты мои ушли из него, ожидается закрытие. Остальные - это пыль, массовка. 

С увеличением оборота, у меня будет увеличиваться кол-во операций => увеличение расходов на банковское обслуживание. А сумма уже большая. 0,50% от оборота(!) При том, что прибыль до налога - чуть больше 5%. Чувствуете разницу?)

___________________________________

Напоследок пару слов о прибыли.

Данная часть посвещается моим сотрудникам, ну и тем, кто не понимает, как устроен процесс бизнеса.

Вот у компании, есть прибыль. По моим данным, которые я публикую - она не маленькая. Куда она девается?

1. EBITDA - это заработок до уплаты налога, кредитов и амортизации. Международный показатель, с помощью которого сравнивают разные виды бизнеса. Больше он нужен инвесторам.

Так вот эта часть идёт на уплату этих трёх элементов. Раз.

2. Существует такая вещь, как риски. Называется непредвиденны расходы. Например, придёт государство и выставит штраф на 250 000 руб. Для таких нужд аккумулируются денежные средства.

3. Ну и самое главное - развитие. Только после того, как первые два пункта выполнены можно подумать, как распоряжится средствами, чтобы преумножить их.

Деньги должны работать. (с)

И тратить их на выплату з\п, например, мне или инвестору, чтобы они просто были "проедены" - это глупо. Поэтому нужно понимать, что если компания заработала эти деньги - это не значит, что теперь я такой богатый) Нужно сначала расчитаться по долгам, потом найти правильное приминение этим деньгам. Чтобы инвесторы, сотрудники и я - все были счастливы в долгосрочной преспективе %)

Кстати, вот об этом и мой блог и моя история. Как без денег, или из малых денег построить не деньги, а что-то другое и более интересное.

И ещё одна информация для обсуждения.  ОФТОП

5% - пока что рентабельность магазина. А кредиты у нас дают под 20+%. Выводы господа делаем сами.